…ьные  универсальные  учебные  действия.

              Выпускник  научится:

  • осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий  с  использованием  учебной  литературы,  энциклопедий,  справочников,  в  открытом  информационном  пространстве;
  • осуществлять  запись  выборочной  информации  об  окружающем  мире  и  о себе  самом,  в  том  числе  с  помощью  инструментов  ИКТ;
  • использовать  знаково-символические  средства,  в  том  числе модели  и  схемы  для  решения  задач;
  • строить  сообщения  в  устной  и  письменной  форме;
  • выделять  существенную  информацию  из  сообщений  разных  видов;
  • осуществлять  анализ  объектов  с  выделением  существенных  и несущественных  признаков;
  • осуществлять  синтез  как  составление  целого  из  частей;
  • проводить  сравнение  и  классификацию  по  заданным  критериям;
  • устанавливать  причинно-следственные  связи  в  изучаемом  круге  явлений;
  • строить  рассуждения  в  форме  связи  простых  суждений  об  объекте,  его  строении,  свойствах  и  связях;
  • обобщать;
  • осуществлять  подведение  под  понятие  на  основе  распознавания  объектов,  выделения  существенных  признаков  и  их  синтеза;
  • устанавливать  аналогию;
  • владеть  рядом  общих  приемов  решения  задач.

 Выпускник  получит  возможность  научиться:

  • осуществлять  расширенный  поиск  информации  с  использованием  ресурсов  библиотек  и  сети  Интернет;
  • создавать  и  преобразовывать  модели  и  схемы  задач;
  • осознанно  и  произвольно  строить  сообщения  в  устной  и  письменной  форме;
  • осуществлять  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от  конкретных  условий;
  • осуществлять  синтез  как  составление  целого  из  частей,  самостоятельно  достраивая  и  восполняя  недостающие  компоненты;
  • осуществлять  сравнение, анализ, синтез  и  классификацию,  самостоятельно  выбирая  основания  и  критерии  для  указанных  логических  операций;
  • строить  логические  рассуждения,  включая  установление  причинно-следственных  связей;
  • произвольно  и  осознанно  владеть  общими  приемами  решения  задач.

Коммуникативные  универсальные  учебные  действия.

              Выпускник  научится:

  • адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач,  строить  монологические  высказывания,  владеть  диалогической  формой  коммуникации,  используя  в  том  числе  средства  и  инструменты  ИКТ  и  дистанционного  общения;
  • допускать  возможность  существования  у  людей  различных  точек  зрения,  в  том числе  не  совпадающих  с  его  собственной,  и  ориентироваться  на  позицию  партнера  в  общении  и взаимодействии;
  • учитывать  разные  мнения  и  стремиться  к  координации  различных  позиций  в  сотрудничестве;
  • формулировать  собственное  мнение и  позицию;
  • договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной  деятельности,    в  том  числе  в  ситуации  столкновения  интересов;
  • строить  понятные  для  партнера  высказывания;
  • задавать  вопросы;
  • контролировать  действия  партнера;
  • использовать  речь  для  регуляции  своего  действия;

              Выпускник  получит  возможность  научиться:

  • учитывать  и координировать  в  сотрудничестве  позиции  других  людей,  отличные  от  собственных;
  • учитывать  разные  мнения  и  интересы  и  обосновывать  свою  позицию;
  • продуктивно  содействовать  разрешению  конфликтов  на  основе  учета интересов  и  позиций  всех  участников;
  • с  учетом  целей  коммуникации  достаточно  точно,  последовательно  и  полно  передавать  партнеру  необходимую  информацию, как  руководство   построения последующих  действий;
  • задавать  вопросы,  необходимые  для  организации  собственной  деятельности  и  сотрудничества  с  партнером;
    • осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь;
    • адекватно  использовать  свою  речь  для  планирования  и  регуляции  своей  деятельности.

1. В отношении предметного мышления:

·         умение отличать известное от неизвестного;

·         умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

·         умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

·         находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).

2. В отношении содержательной коммуникации:

·         владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

·         умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

·         умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);

·         умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

·         способность воспринимать художественные произведения: литературные, музыкальные, изобразительного искусства,  выступая в разных позициях автора, зрителя, критика;

·         способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

3. В отношении владения информацией:

·         правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст, независимо от скорости; определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами; составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

·         классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

·         представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

·         читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

·         читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

·         находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

·         следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

·         работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.

4. В отношении саморазвития:

·         способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

·         способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

·         самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

·         определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

·         обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

·         уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

·          предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

·         определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;

·         сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

·         сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

Метапредметные результаты оцениваются по итогам комплексных контрольных работ. 

3. Личностные результаты

 -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-сформированность мотивации к учению и познанию;

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетентности;

- личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования.

  Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.  

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

         Для оценки личностных результатов  в нашей школе    используется  внутренняя  система накопления личностных достижений портфолио.

 Модель выпускника начальной школы.

Ученик начальной школы – личность, способная строить жизнь, достойную человека:

l  любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

l  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

l  любящий свой край и свою Родину;

l  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

l  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

l  доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

l  выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

             Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в средней школе.

            Таким образом, у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие основные компоненты учебной деятельности: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; соответствующее возрастным нормам развитие познавательной сферы; достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития, нормальный или высокий уровень учебной мотивации сформированные учебно-познавательные мотивы; сформированный контроль и самоконтроль; положительная самооценка., все те предпосылки, которые дадут возможность перейти младшему школьнику в основную ступень среднего образования. 

 Раздел II. Содержание  НОО и способы его организации.

               Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление; произвольно-смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), и также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Учебно-методическое обеспечение программы

Реализация поставленных программой цели и задач планируется посредством  УМК «Школа России» и «Школа-2010», направленные на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.

Особенности УМК    

Программа «Школа- 2010»

 Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности.

Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» , основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

  • проблемно-диалогической технология,
  • технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • технологии оценивания учебных успехов;
  • проектной технологии.

Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

Все учебники УМК «ШКОЛА 2100» сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.

Все уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока:

  • этап актуализации знаний (с соответствующей системой заданий);
  • этап формулирования темы и целей урока на основании осознанного детьми противоречия (в результате созданной педагогом проблемной ситуации );
  • этап первичного закрепления нового и первичной рефлексии;
  • этап самостоятельной работы и развёрнутой рефлексии, ориентированной на осознание индивидуального уровня учебных достижений;
  • этап дифференцированного развития учебных умений (с соответствующей системой заданий на трёх уровнях сложности).
  • в учебниках предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. 

Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов.  Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:

– предметное содержание ( УМК «Школа 2100»), программы факультативных занятий и кружков по интересам)

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.     

           Использование современных образовательных технологий.

Начальная школа -  самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

Выделяя основные тенденции в современном образова­нии, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, име­ющие приоритетное значение над узкопредметными знани­ями и навыками. В системе образования начинают превали­ровать методы, обеспечивающие становление самостоятель­ной творческой учебной деятельности учащегося, направлен­ной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1].

Раздел 4 п.20 ФГОС определяет требования к условиям реализации основной реализации программы начального общего образования. Под условиями понимается система требований к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание в каждой школе комфортной развивающей образовательной среды.  

Перед школой на современном этапе освоения основной образовательной программы начального общего образования поставлена задача – создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества. Поэтому перед школой возникла: - острая необходимость материально- технического обеспечения учебных кабинетов согласно требованиям ФГОС к ресурсам;

-увеличение количества учебного оборудования исходя из его необходимого минимума.

 Для решения данного вопроса в школе была проведена диагностика объектов и средств материально- технического обеспечения начальной школы с целью анализа  достаточности ресурсов для введения ФГОС и дальнейшего оснащения кабинетов начальной школы.

Имеющееся оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, интерактивная доска, видеомагнитофон и др.) и средства  фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера), благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса начального образования.

В основу всех форм занятий положен компетентностно-деятельностный подход. 

 Раздел III.  Особенности предметного содержания.

Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определѐнного инвариантной частью БУП, содействуют приобщению школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. В связи с тем, что обучение в 1 классах рассчитано на пятидневную учебную неделю, вариативная часть БУП не реализуется.

 

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и                   многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»[2].

Также на уроках  русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у  учеников формируются познавательные  универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и пере-дачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «перво-начальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности»[3]. Приобще-ние к литературе как искусству слова  формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[4] способствует формированию познавательных  универ-сальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие  познавательных  универ-сальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных матема-тических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение осно-вами логического и алгоритмического мышления»[5]. Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логиче-ских рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает форми-рование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целост-ной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.  Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружа-ющем мире»[6]. Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде»[7].

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности»[8].  В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познава-тельных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»[9], данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет  предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего  они способствуют  личностному развитию ученика, обеспечивая «сформиро-ванность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в  духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством»[10]. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие  универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе - научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического комп… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz