|
…ьные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
1. В отношении предметного мышления:· умение отличать известное от неизвестного;· умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;· умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);· находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).2. В отношении содержательной коммуникации:· владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;· умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);· умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);· умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;· способность воспринимать художественные произведения: литературные, музыкальные, изобразительного искусства, выступая в разных позициях автора, зрителя, критика;· способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.3. В отношении владения информацией:· правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст, независимо от скорости; определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами; составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;· классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;· представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;· читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;· читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;· находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;· следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;· работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.4. В отношении саморазвития:· способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;· способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;· самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;· определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;· обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;· уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;· предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;· определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;· сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;· сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.Метапредметные результаты оцениваются по итогам комплексных контрольных работ. 3. Личностные результаты -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; -сформированность мотивации к учению и познанию; - ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции; - социальные компетентности; - личностные качества; - сформированность основ российской, гражданской идентичности. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Для оценки личностных результатов в нашей школе используется внутренняя система накопления личностных достижений портфолио. Модель выпускника начальной школы. Ученик начальной школы – личность, способная строить жизнь, достойную человека: l любознательный, интересующийся, активно познающий мир; l владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; l любящий свой край и свою Родину; l уважающий и принимающий ценности семьи и общества; l готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; l доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; l выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в средней школе. Таким образом, у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие основные компоненты учебной деятельности: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; соответствующее возрастным нормам развитие познавательной сферы; достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития, нормальный или высокий уровень учебной мотивации сформированные учебно-познавательные мотивы; сформированный контроль и самоконтроль; положительная самооценка., все те предпосылки, которые дадут возможность перейти младшему школьнику в основную ступень среднего образования. Раздел II. Содержание НОО и способы его организации. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление; произвольно-смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), и также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебно-методическое обеспечение программы Реализация поставленных программой цели и задач планируется посредством УМК «Школа России» и «Школа-2010», направленные на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. Особенности УМК Программа «Школа- 2010» Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно: а) Принцип обучения деятельности. Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» , основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом. б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера. Все учебники УМК «ШКОЛА 2100» сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер. Все уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока:
Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: – предметное содержание ( УМК «Школа 2100»), программы факультативных занятий и кружков по интересам) – образовательные технологии деятельностного типа; –- продуктивные задания. Использование современных образовательных технологий. Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника. Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1]. Раздел 4 п.20 ФГОС определяет требования к условиям реализации основной реализации программы начального общего образования. Под условиями понимается система требований к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание в каждой школе комфортной развивающей образовательной среды. Перед школой на современном этапе освоения основной образовательной программы начального общего образования поставлена задача – создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества. Поэтому перед школой возникла: - острая необходимость материально- технического обеспечения учебных кабинетов согласно требованиям ФГОС к ресурсам; -увеличение количества учебного оборудования исходя из его необходимого минимума. Для решения данного вопроса в школе была проведена диагностика объектов и средств материально- технического обеспечения начальной школы с целью анализа достаточности ресурсов для введения ФГОС и дальнейшего оснащения кабинетов начальной школы. Имеющееся оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, интерактивная доска, видеомагнитофон и др.) и средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера), благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса начального образования. В основу всех форм занятий положен компетентностно-деятельностный подход. Раздел III. Особенности предметного содержания. Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определѐнного инвариантной частью БУП, содействуют приобщению школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. В связи с тем, что обучение в 1 классах рассчитано на пятидневную учебную неделю, вариативная часть БУП не реализуется.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»[2]. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и пере-дачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «перво-начальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности»[3]. Приобще-ние к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[4] способствует формированию познавательных универ-сальных учебных действий. Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универ-сальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных матема-тических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение осно-вами логического и алгоритмического мышления»[5]. Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логиче-ских рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает форми-рование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целост-ной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружа-ющем мире»[6]. Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде»[7]. Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности»[8]. В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познава-тельных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»[9], данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика. Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая «сформиро-ванность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством»[10]. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический. Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе - научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического комп… Продолжение » |