…онента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Предмет «Риторика» направлен, прежде всего, на формирование коммуникатив-ных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов. Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (инструкции, конкретные рекомендации и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

Рабочие программы по отдельным учебным предметам представлены в Приложении № 2.

 В рамках Образовательной системы «Школа 2100» вслед за А.А. Леонтьевым мы понимаем под воспитанием «управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности,  с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

«Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);  «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её  само-определение – жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного;  социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника»[11].

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных мета-предметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе, принятом в Образовательной системе «Школа 2100», в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами.

Раздел IV. Формирование универсальных учебных действий.

 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Конец формы

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Решить современ­ные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образо­вательного процесса, с помощью которых можно дос­тичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетент­ность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты толь­ко через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ве­дущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообра­зы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип по­строения учебного содержания является ключевым. В об­разовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахож­дение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как прави­ло, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — соз­дать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смо­гут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практичес­ких задач, в процессе поиска которого происходят изме­нения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на   применение   (отработку)   уже   освоенных   способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситу­ации, как правило, внутри конкретного учебного предме­та. Итогом решения такого типа задач является правиль­ное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постанов­ки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основ­ном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритми­зации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мыш­лением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ реше­ния либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать   получение   принципиально   нового «продукта», которого    никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы пред­лагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения,  формами учебного
    сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой,  нестандартной ситуации,  но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получе­нием «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирова­ния новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — про­ектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в ко­торой через систему или набор заданий целенаправлен­но стимулируется система детских действий, направлен­ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе ре­шения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким об­разом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стра­тегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протя­жении пяти первых лет обучения в школе  младшие школьники (без специального акцента) осваивают осно­вы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фак­тически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упо­рядоченной системы заданий использовать их неупоря­доченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае не­которые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Итак, проектная задача — это система (для 4—5 клас­сов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неиз­вестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «про­ектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что произво­дится, и того, что в результате получается. Производи­мый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проекти­ровщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых бу­дет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне­ния данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимо­действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель­ностью учащихся в группе.
  • Учит (без   явного указания на это) способу проекти­рования через специально разработанные задания.
  • Дает   возможность   посмотреть,   как   осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных спосо­бов действий модельную ситуацию, где
    эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют пе­реконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

Как  можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

   Л. Выготский

Одна из главных задач начальной школы — сформи­ровать группу детей (класс) как учебное сообщество.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непо­сильного для каждого участника общей работы.[12] Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работа­ют самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного со­общества в 1—4 классах является организованная взрос­лым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Вза­имодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничест­ва в классе.

Групповая работа позволяет: 

1) детям:

  • получить   эмоциональную   и   содержательную   под­держку, без которой многие из них вообще не могут вклю­читься в общую работу класса без принуждения, у робких
    и   слабо   подготовленных   детей   развиваются   симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давяще­го авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт выполнения   важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

2) учителю: 

  • использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.

            Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу молено решать с помощью специальных проектных задач, кото­рые можно вводить в учебный процесс начиная уже с пер­вой четверти 1 класса.

Проектная деятельность служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и может осуществляться  во  внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы:  факультативы, экскурсии, кружки, секции, конкурсы, соревнования, общественно-полезная практика.

 Основными направлениями  являются:

  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Художественно – эстетическая деятельность
  • Научно – познавательная деятельность
  • Военно-патриотическая деятельность
  • Общественно-полезная деятельность
  • Проектная деятельность

Наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях,  а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.  

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

К личностным УУД относятся:

 положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
(Программу формирования УУД см. в приложении 3.) 

Раздел V. Воспитание и социализация обучающихся в начальной школе.

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических, запросов семей,  и других субъектов образовательного процесса. Она подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи,  общечеловеческим ценностям.  Воспитание чувства  гражданина России,  и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно- историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. И основывается на системе  моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

       Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

         Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·воспитание нравственных чувств и этического сознания;

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

      ·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»;

·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать … Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz